СЪЕДОБНЫ ЛИ АНГЕЛЫ?
В 1427 году в Турине среди тамошних богословов разгорелась дискуссия – тем более странная, что эпоха бурных теологических диспутов к тому времени давно уж минула. Спор вышел из-за распространенного в народе суеверия: в дни, когда созревали соцветья цикуты, и ветер подхватывал легкий пух, разнося семена, каждый стремился поймать пушинку и съесть – считалось, что на микроскопических зернышках путешествуют ангелы, причем количество их так же не подлежит исчислению, как и в известном библейском изречении про острие иглы. Съедение пушинки было, очевидно, более «реальным» эквивалентом причастия и приносило удачу.
Дискуссия оказалась жаркой и долгой еще и потому, что мнений и версий высказывалось великое множество: в лагере противников ортодоксального взгляда на проблему, сводившегося к обвинению граждан во вредном языческом предрассудке, не было единства. Так, например, Киферий Латинянин с последователями придерживались оптимистической версии о том, будто вкушение ангельских сущностей оказывает благотворное воздействие на душу вкушающего, побуждая совершать благородные, «ангельские» деяния и приближая ее тем самым к Богу. Антоний Геранский полагал, напротив, что такой своебразный «каннибализм» есть не что иное, как «проедание» всего того светлого и божественного, что присуще человеческой природе, и что любой, поступивший так даже единожды, обречен на вечные муки в аду. Были и такие, кто придерживался мнения о том, что ангелы, будучи по природе своей несъедобными, все же оказывают съевшему пушинку своеобразную услугу: оставляя тело с первым же выдохом, они, тем не менее, провоцируют несварение желудка – и другим, «нечистым» путем человека покидают терзающие его душу бесы. Были также и иные мнения, представление о которых можно получить из чудом сохранившихся хроник одного из Туринских монастырей. Эти же хроники повествуют о печальном конце спора, растянувшегося на двадцать с небольшим лет: большинство из его участников впоследствии были преданы анафеме как еретики и сгорели на кострах инквизиции. По свидетельству одного из монахов, очевидца казни Киферия, в тот момент, когда огонь и дым окончательно скрыли его тело, от костра начали разлетаться в разные стороны многочисленные белые пушинки.
Эугения дель Инифинисьо.
«Невыдуманные истории о чудесном» (Мадрид, 1920)